рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Учредительное собрание рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Учредительное собрание

Учредительное собрание

Содержание:

1. Введение стр.3

2. Возникновение идеи Учредительного Собрания стр.3-4

3. Статус Учредительного Собрания по соглашению от 02.03.1917 г. стр.4

4. Политические партии и идея Учредительного Собрания стр.5-7

4.1.большевики стр.5-6

4.2.меньшевики стр.6

4.3.эсеры стр.6

4.4. энесы стр.6

4.5. кадеты стр.6-7

5. Положение о выборах в Учредительное Собрание стр. 7-8

6. Итоги выборов в Учредительное Собрание стр.8

7. Большевики и Учредительное Собрание после октября 1917 года стр.

9

8. Первое и единственное заседание Учредительного Собрания стр. 9-11

9. Учредительное Собрание и или несостоявшийся опыт

русской демократии стр.11-12

10. Список используемой литературы стр.13

1.Введение. В феврале 1917 года самодержавие пришло к своему

логическому завершению. От него страна унаследовала огромное число проблем:

долго длившуюся и непопулярную войну, подорванную экономику, нерешенный

национальные и социальные проблемы. Партии и общественные организации

росли, как грибы после дождя, каждая из них претендовала на роль выразителя

народных интересов. Большевики, меньшевики, эсеры, энесы пропагандировали

идеи социализма, первые, как показало время, готовились к их осуществлению.

Котел политических страстей кипел, кадетская партия, еще недавно

оппозиционная царизму, оказалась практически единственной

несоциалистической партией страны и передвинулась на крайний правый фланг.

В течение нескольких дней революции Россия стала наиболее свободной страной

мира, но при этом не умела пользоваться этим благом. В бурном потоке

общественной жизни следовало искать ориентиры, способные вывести

обновленный российский государственный корабль из штормящего моря. Одним из

них могла стать реализация идеи Учредительного Собрания.

2.Возникновение идеи Учредительного Собрания. Впервые в России о

возможности созыва Учредительного Собрания во второй половине XIX в.

заговорил теоретик анархизма М. Бакунин, исключительными правами оно

наделялось в программах народовольцев. В 1903 г. на II съезде РСДРП идея

созыва Учредительного Собрания была внесена в партийную программу-минимум;

в следующем году — в проект эсеровской программы. После февральской

революции лозунг о созыве Учредительного Собрания был одобрен в

политических кругах общества. Он содержался в манифестах и декларациях всех

политических партий. Образованное 2 марта правительство России назвало себя

временным по той лишь причине, что видело свою задачу в том, чтобы довести

страну до созыва Учредительного Собрания. Во всяком случае, так оно

заявило.

На первый взгляд могло показаться, что обществом овладела единая

надпартийная идея, гарантировавшая гражданский мир и решение основных

государственных проблем. На практике все оказалось иначе. Каждая из

политических партий и общественных организаций в лозунг созыва

Учредительного Собрания вкладывала содержание, следовавшее из собственных

тактических задач. Их больше всего беспокоили не результаты деятельности

Учредительного Собрания, а реальные политические дивиденды, которые можно

было извлечь из популярного лозунга.

Управляющий делами Временного правительства В. Набоков впоследствии

откровенно вспоминал: "Наивные люди могли теоретически представлять себе

это собрание и роль его в таком виде: собралось бы оно, выработало бы

основной закон, разрешило вопрос о форме правления, назначило бы

правительство и облекло бы его всею полнотой власти для окончания войны, а

затем разошлось бы... Это можно себе представить, но кто поверит, что так в

самом деле могло случиться? Если бы до Учредительного Собрания удержалась

какая-нибудь власть, то созыв его был бы несомненно началом анархии".

Набокова следует понимать так, что, вопреки своим обещаниям Временное

правительство, ощутив вкус власти, не спешило расстаться с ней, опасаясь,

что после проведения Конституанты власть может оказаться в других руках.

Конечно, перед правительством возникли определенные технические трудности

(нерешенность вопроса о системе выборов, отсутствие необходимого для их

проведения аппарата), но, несомненно, они были бы преодолены, если бы не

ряд политических проблем. В политической жизни страны между февралем и

Октябрем доминировали две тенденции. Одна - развитие конфронтации в

обществе, инициированная большевиками. С возвращением в Россию Ленина

партия провозгласила курс на подготовку социалистической революции,

установление диктатуры пролетариата. Вторая тенденция, о которой мы знаем

гораздо меньше, заключалась в создании устойчивой коалиции умеренных

политических сил, на которые смогло бы опереться Временное правительство.

Такая коалиция, как справедливо считает Г.Иоффе, "могла не дать возможности

вылиться в "пугачевские" формы, в гражданскую войну острейшим классовым

антагонизмам, с огромной силой вырвавшимся наружу после падения царизма".

Борьба этих противоречивых тенденций и определила динамику политических

событий 1917 г.

Уже в конце июня, воспользовавшись стихийно возникшим недовольством

рабочих Петрограда, большевики попытались ликвидировать власть Временного

правительства, но оступились. Через месяц с небольшим такую же попытку

предприняли крайние правые силы, но и мятеж Корнилова потерпел неудачу.

Вместе с тем и коалиционные силы (кадеты, эсеры, энесы и меньшевики) во

главе с Временным правительством не смогли извлечь из достигнутых побед

дополнительный политический капитал. Скорее наоборот, по пути от Февраля к

Октябрю они его катастрофически быстро теряли. Их союз оказался шатким,

один правительственный кризис сменялся другим, третьим, правительство

либералов и демократов оказалось неспособным к проведению результативной и

целостной политики, его действия под давлением и справа, и слева напоминали

топтание на месте, нерешительные метания из стороны в сторону. Прямое

подтверждение высказанным мыслям находим в воспоминаниях В.Набокова: "Если

бы Временное Правительство чувствовало подлинную, реальную силу, оно могло

сразу объявить, что созыв Учредительного Собрания произойдет по окончании

войны, — и это, конечно, по существу было бы единственно правильным

решением вопроса, после того как отказ Михаила Александровича сделал

необходимой постановку вопроса о форме правления. Но Временное

Правительство не чувствовало реальной силы.

3.Статус Учредительного Собрания по соглашению от 02.03.1917 года. В

ночь на 2 марта в соглашении исполкома Петроградского Совета и членов

Временного комитета Государственной Думы вырабатывается. юридический статус

УС, включавший три принципа: всеобщие свободные выборы /"общенародная

воля"/, решение главных вопросов государственной жизни, включая определение

формы правления, есть исключительная прерогатива УС /"непредрешение"/,

только само Собрание определит круг и границы своих задач /"хозяин земли

Русской"/. Отсюда и пределы деятельности Временного правительства: оно не

имеет права устанавливать какую-либо постоянную форму правления, создает

условия для созыва УС. Исходя из этой политической ситуации Временное

правительство сформулировало в марте следующие принципы отношения к старому

строю и Учредительному Собранию: "1.По возможности сохранить существующие

законы и учреждения впредь до издания новых Учредительным Собранием. 2.Из

существующих учреждений и законов отменить только те, оставление которых

при новом строе безусловно невозможно". Отсюда и "качели" поведения

Временного правительства. Когда оно издавало законы в пользу собственников,

оно выступало как полновластное /законодательное, учредительное/. Когда

речь шла о выполнении народных требований, правительство заявляло о

неправомочности предвосхищения им воли Учредительного Собрания. Позиция

"непредрешенства" оказалась роковой для страны, ждущей реформ от властей.

Каждый просроченный день реформ подрывал шансы остановить сползание России

к гражданской войне. Правительство действительно не чувствовало в себе сил

отложить УС до окончания войны, оно избрало тактику оттягивания. Сначала

было обещано, что Учредительное Собрание соберется в возможно кратчайший

срок. 11 марта глава правительства Г.Львов сообщил, что это может произойти

не раньше, чем через 3 — 6 месяцев. 13 марта правительство известило о

решении создать Особое совещание для изготовления проекта Положения о

выборах в Учредительное Собрание, однако первое заседание совещание провело

в конце мая, а закончило работу в начале сентября.

4.Политические партии и идея Учредительного Собрания. Июльский кризис,

рост популярности лозунга "Вся власть Советам!" и нескрываемые амбиции

большевиков вынудили Временное правительство огласить сроки выборов (17

сентября) и созыва (30 сентября) Учредительного Собрания. Справившись с

выступлением большевиков, правительство вновь стало медлить.

Воспользовавшись формальным предлогом о необходимости завершить выборы в

местные органы самоуправления, оно "отодвинуло выборы в Собрание на 12

ноября, а начало созыва — на 28 ноября.

Такая тактика свидетельствовала о неуверенности правительства и

политических сил, его поддерживавших, вселяла надежду в их противника —

большевиков. События осени свидетельствовали о растущей радикализации

общества. После июльских неудач большевики снова перехватили политическую

инициативу. В сентябре они отказались от появившейся на Демократическом

совещании возможности образовать новое однородно социалистическое

правительство, а существующее продолжали подвергать критике, в которой

факты отсрочки Учредительного Собрания занимали не последнее место. В

конечном итоге большевики добились своего: к моменту выборов власть уже

находилась в их руках.

4.1. Большевики. Ленин никогда не придавал первостепенного значения

созыву Конституанты, не видел в ней конечной цели политической борьбы.

Принципы и институты чистой демократии вызывали в нем злую и нескрываемую

иронию. И все же лозунг "учредилки" большевики не отбрасывали, хорошо

понимая, что он имеет в массах немало сторонников. Характерно в этом

отношении их поведение в момент взятия власти. В документах II

Всероссийского съезда советов немало места отводилось Учредительному

Собранию- В написанном Лениным и утвержденном съездом обращении "Рабочим,

солдатам и крестьянам" говорилось, что советская власть "обеспечит

своевременный созыв Учредительного Собрания". В постановлении съезда об

образовании рабочего и крестьянского правительства подчеркивалось, что это

правительство (Совет Народных Комиссаров) будет управлять страной вплоть до

созыва Учредительного Собрания, на котором, по обещанию Ленина, и должен

будет окончательно решиться вопрос о мире. Декрет о земле был объявлен

временным законом, который должен действовать до Учредительного Собрания. В

выступлении Ленина по поводу последнего декрета есть один весьма интересный

фрагмент. "И если даже крестьяне пойдут и дальше за социалистами-

революционерами и если они даже этой партии дадут на Учредительном Собрании

большинство, то и тут мы скажем: пусть так, — уверяет Ленин. — Жизнь —

лучший учитель, а она укажет, кто прав, и пусть крестьяне с одного конца, а

мы с другого конца будем разрешать этот вопрос. Жизнь заставит нас

сблизиться в общем потоке революционного творчества, в выработке новых

государственных форм. Мы должны следовать за жизнью, мы должны предоставить

полную свободу творчества народным массам". Сколько же было обещано в

первые дни!

Думается, что подобная тактика в отношении Учредительного Собрания

преследовала две цели. С одной стороны, Ленин не исключал реальности созыва

собрания и поэтому загодя пытался оказать на него давление, поставить в

будущем перед необходимостью законодательно утвердить советскую власть, ибо

этого никак не мог сделать съезд советов, по существу, общественная

организация. Власть же была захвачена явочным путем. В случае, если бы

члены Учредительного Собрания отказались это сделать (как оно и случилось),

их можно было легко обвинить в контрреволюционности (что также имело

место). Вторая цель была не менее важна. Затевая государственный переворот

в Петрограде, большевики не были уверены в окончательной победе. В

критический момент взятия власти следовало придать перевороту некую

видимость законности, приглушить политические страсти апелляцией к будущему

Учредительному собранию. И здесь Ленин не жалел сил на обещания и посулы,

проявляя чудеса политического лицемерия.

4.2. Меньшевики, не видя в России предпосылок социализма, делали ставку

на буржуазное государство. УС для них - "венец революции". Отсюда их борьба

против тенденции Советов к "самостоятельной классовой линии".

4.3. Эсеры в своей пропаганда внушали мысль, что. УС - "совет всея

земли", подобный Земскому собору 1613 г., что УС есть высшая цель

революции, которая может считаться завершенной с началом его работ. По их

мнению, "момент воссоединения двух стихий общественности власти и народа"

на заседаниях УС произведет "чудо пересоздания русского общества на началах

не ведомых миру". Эсеры считали также, что Советы - это временные "выборные

центры революционных сил народа и армии", которые после созыва УС должны

будут устраниться с политической арены. С мая 1917 г. в рядах эсеров

выделяется левое течение. Оно признавало Советы подлинными выразителями

политической воли революционной демократии, но властью временной. После

созыва УС они будут иметь значение только центра "трудовых классов".

Поэтому для левых эсеров Советы осенью 1917 г. были лишь "гарантией

своевременного созыва и спокойной работы Учредительного Собрания".

4.4. Народные социалисты /"энесы"/ относились скептически к

возможностям будущего УС. С одной стороны, они критиковали эсеров за

стремление превратить его в машину для голосования. С другой, они

критиковали Временное правительство, которое "плывет без руля и без

ветрил", не формирует "мнение страна" накануне заборов оставляет в деревне

все по старому вопреки воле крестьян. Энэсовцы видели "большую опасность" в

Советах для УС.

4.5. Кадеты /партия "народной свободы"/ первоначально поддержали лозунг

УС на своем VП съезде. Но при этом они считали, что оно -промежуточный этап

на пути к нормальному законодательному органу. УС должно стать однократным

явлением - принять Конституцию и определить тип устройства России," не

принимая на себя функции "всей власти". По мнению кадета З.М.Гессена, "...

в неограниченной полновластности Учредительного Собрания таится великая

опасность, поскольку при его "неограниченной власти", о суверенитете народа

не может быть и речи". Видя быстрое разложение русского общества на

социальные слои и группы, кадеты заявляют, что считать- УС выразителем

общей воли народа есть утопия. По мнении одного из них, в России создалось

"настоящее волчье царство", и "на этой почве, уготованной взаимными

ненавистями и непримиримой враждой, хотят создать у нас то Учредительное

собрание, которое должно внести мир и успокоение в страну. Ведь это же

такая почва, на которой вы ничего создать не можете".

Кадеты стремятся максимально оттянуть срок его созыва, желательно до

победы а первой мировой войне, которая снизила бы революционный накал,

придала вес кадетской- партии как организатору победы, помогла бы на

патриотической волне огладить классовые и национальные противоречия.

Осознание летом 1917 г. того факта, что Россия скатывается в хаос и

анархию, подталкивает лидеров кадетов к мысли о "твердой власти".

"Профессорская партия" пытается совместить требование военной диктатуры с

приверженностью к УС.. Не дожидаясь резолюций УС о. власти, кадеты

оказывают политическую поддержку в установлении военной диктатуры генерала

Корнилова, который свой путч мотивировал "необходимостью довести народ до

УС, на котором он сам решит свою судьбу и выберет уклад своей новой

государств ванной жизни",

По меткому замечанию историка О.Н.Знаменского, с выборами в УС "никто

не спешил. Каждая из партий хотела успешнее заступить на выборах... Шла

большая политическая игра"(.

5.Положение о выборах в Учредительное Собрание. Согласно избирательному

закону, страна была разбита на 79 избирательных округов, на территории

которых на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования должны

были состояться выборы более 800 членов Учредительного Собрания.

Подготовкой и проведением выборов руководила Всероссийская по делам о

выборах в Учредительное Собрание комиссия (Все-выборы) во главе с кадетом

Н.Авиновым, образованная еще Временным правительством в начале августа. В

списки избирателей внесли около 90 млн граждан России, имевших право

голоса, который они должны были отдать за список той или иной политической

партии или общественной организации. По некоторым округам число списков

исчислялось десятками.

Согласно .раздела I "Положения о выборах в Учредительное Собрание",

утвержденного временным правительством 20 июля /только этот первый раздел и

был разработан и опубликован./, были определены состав и порядок его

выборов. Так, § I "Положения" гласил: "Учредительное собрание образуется из

членов, избранных населением на основе всеобщего, без различия пола, и

равного избирательного права, посредством прямых выборов и тайного

голосования, с, применением начала пропорционального представительства".

Численность УС была определена в 800 депутатских мест. Для организации

выборов страна делилась на округа /73 гражданских и 8 воинских/. Они

совпадали а основном .с губерниями, и также выделялись Москва, Петроград,

округа по Кавказу, Средней Азии, Сибири к Дальнему Востоку. Округа делились

на участки, повторявшие границы участков выборов городских дум и волостных

земств летом - осенью 1917 г.

Впервые в истории России были представлены демократические

избирательные права всем "российским гражданам обеего пола, коим ко дню

выборов исполнится 20 лет", военнослужащим с 18 лет. Примечательна

/особенно для нынешних поборников "прав человека"/ трактовка «граждан»:

"Избирательным правом пользуются как коренные российские граждане, так и

лица, принятые в российское гражданство /подданство/. В частности

проживающие в России финляндские граждане /уроженцы/, а равно

эвакуированное население губернии бывшего Царства Польского. Лица женского

пола русского происхождения, состоящие в замужестве за иностранцами, не

подлежат внесению в списки. Лица женского пола иностранного происхождения,

состоящие в замужестве за российскими гражданами, подлежат внесению в

списки". Пункт 10-й "Положения" создавал прецедент ограничений прав: "Члены

царствовавшего в России дома на могут не избирать, ни быть избираемыми в

Учредительное Собрание". Лишались права голоса и солдаты-дезертиры.

Избранным могло быть "каждое лицо", пользующееся правом участия в выборах;

кандидат мог баллотироваться даже по пяти округам. В целом это был самый

прогрессивный в мире избирательный закон, ставший затем образцом для

.многих государств мира.

11 октября в порядке подготовки к открытию УС приступила к работе

"Особая комиссия по составлению проекта Основных законов" Среди 30 членов

комиссии преобладали правоведы - кадеты /З.М.Гессен, Б.Э.Нольде, В.Ф.

Держинский, М.М. Винавер и др./, были также эсеры и энесы /А.А.Булат,

М.В.Вишняк и др./. Проект конституции из 200 статей исходил из следующих

схем: 1.принцип народного верховенства, 2.широкое развитие местного

самоуправления, 3.признание и обеспечение личных свобод. Рассматривая

вопрос о гражданстве, комиссия высказалась за "интернациональный" принцип

/государство руководствуется общностью интересов всех государств/,

отвергнув "популяционистический" /ограничение выезда, рост населения/ и

«национальный» /увеличение числа лиц одной и господствующей нации/. В

структуре народного представительства /законодательного собрания,

парламента/ предполагалось создать две палаты: верхнюю, избираемую из

представителей автономий, общественных организаций, земств и т.д. /она

играет, консервативную роль "корректива" к партийной борьбе/, и нижнюю,

избираемую всем населением. Россия как государство признавалось единым и

неразделенным, федерацией областных автономий, где законы областных

автономных властей не имеют обязательной силы, если противоречат

конституции или законам федерации.

6.Итоги выборов. Победу одержала партия эсеров, за ее списки

высказались 40% участвовавших в выборах. большевикам удалось собрать только

23,9% голосов, кадетам — 4,7%, меньшевикам и того меньше — 2,3%. Таким

образом, к будущем Учредительном Собрании эсеры получили 370 мест,

большевики — 175, левые эсеры» -- 40, меньшевики — 15, кадеты — 17, энесы —

2, а 86 мест досталось представителям национальных партий.

Результаты выборов вносили диссонанс в пропагандистские попытки

большевиков представить события в стране как общенародный революционный

подъем. Они и сегодня дают основания утверждать, что никакого

социалистического, пролетарского выбора в интерпретации большевиков народ в

октябре 1917 г. не делал. Дело обстояло более прозаично. За Лениным и его

партией оказалось большинство избирателей в столицах (Петроград — 45,3%,

Москва — 50,1%) некоторых промышленных городах, что и помогло захватить

власть. Многие большевики на первых порах откровенно называли октябрьские

события переворотом, а не революцией.

Захват власти не удовлетворял Ленина, он хотел удержать ее во что бы то

ни стало. Этому могло помешать Учредительное Собрание, ведь даже в союзе с

левыми эсерами большевики оказывались в меньшинстве. Поэтому Ленин еще

больше уверился в мысли о необходимости отсрочить созыв собрания или вовсе

не допустить его работы. И если раньше он не находил поддержки у

большевистского руководства, то после выборов с ним уже, кажется, никто не

спорил, опасаться можно было только реакции союзников — левых эсеров.

Но левые эсеры тогда переживали медовые недели своего крайнего

радикализма: и они действительно согласились... Ленин занялся вопросом об

учредилке вплотную".

Выборы закончились, а политическая борьба вокруг Учредительного

Собрания приобрела новую остроту. Временное правительство, о низложении

которого 25 октября сообщил Ленин, еще в течение трех недель продолжало

нелегально проводить свои заседания, считая себя единственной законной

властью в стране. 16 ноября члены правительства составили обращение к

гражданам России, которое на следующий день опубликовали либеральные и

демократические газеты. 18 ноября все эти газеты были закрыты, но текст

обращения стал известен жителям Петрограда и Москвы. В обращении

говорилось, что действия большевиков являются мятежом, смертельно опасным

для страны и ее целостности. Временное правительство призывало сплотиться

вокруг Учредительного собрания, считало, что таким образом "усилиями народа

будет положен конец господству насильников в самом близком будущем".

Со своей стороны, большевики сделали все, чтобы не допустить открытия

Собрания 28 ноября. 23 ноября были арестованы члены Всевыборов, их обвинили

в саботаже пролетарской власти. К 27 ноября в Петроград были стянуты 10 —

12 тыс. вооруженных матросов. Рано утром 28 ноября большевики провели

аресты членов ЦК партии кадетов. Но наиболее замечательное событие

произошло 26 ноября, когда Ленин подписал декрет "К открытию Учредительного

Собрания". Воспользовавшись предлогом: кворум Учредительного Собрания в

законодательных актах Временного правительства не был установлен,

большевики постановили, что Учредительное Собрание может открыться лицом,

уполномоченным СНК при наличии не менее 400 его членов. Могло показаться,

что это чисто процедурный момент, но посвященные в ход подготовки Собрания

знали, что такое количество депутатов удастся собрать в Петрограде не

скоро. Таким образом была достигнута очередная отсрочка.

7. Большевики и Учредительное Собрание после октября 1917 года. В

декабре большевики затратили немало энергии для того, чтобы убедить

общественность в том, что выборы были проведены формально и не отражают

истинной расстановки политических сил. Опираясь на декрет о праве

избирателей отзывать депутатов, не оправдавших доверия, большевики пытались

организовать новые выборы в отдельных округах, но из этого ничего не

получилось. В ленинских «Тезисах об Учредительном собрании» говориться, что

интересы революции стоят выше формальных прав Учредительного Собрания.

Единственным шансом последнего Ленин считал "безоговорочное заявление… о

признании советской власти, советской революции, ее политики... решительное

присоединение Учредительного Собрания к стану противников кадетско-

калединской контрреволюции". Вне этих условии, подчеркивал Ленин, кризис в

связи с проведением Учредительного Собрания может быть решен только

революционным путем, т.е. дал недвусмысленно понять, что в случае

выступления Учредительного Собрания против советской власти оно будет

разогнано.

Декабрь, как и ноябрь, прошел в острой политической борьбе. Тем

временем оттягивать дальше открытие Собрания под предлогом отсутствия

кворума большевики не могли, поэтому СНК решился назвать точную дату — 5

января 1918г. Все говорило о том, что Учредительное Собрание не сможет

стать местом укрощения политических амбиций, источником общественного

примирения и национального согласия. Эти опасения подтвердились утром 5

января, когда демонстрацию под лозунгами защиты Учредительного Собрания

большевики разогнали силой оружия. Были и жертвы — 8 убитых. Расстрел

донельзя накалил обстановку. Открытие Собрания в полдень не состоялось, и

только в 16 часов более 400 делегатов вошли в Белый зал Таврического

дворца. Стенограмма убеждает, что с момента открытия Учредительного

Собрания его работа напоминала острое политическое сражение.

8. Первое и единственное заседание Учредительного Собрания. Выборы

председателя показали примерное соотношение сил. За лидера эсеров В.Чернова

голосовало 244 делегата, за кандидата блока большевиков и левых эсеров

М.Спиридонову — 153. Пожалуй, только в речи В.Чернова была попытка поиска

путей сближения позиций политических противников. Не вступая в открытую

полемику с большевиками, уходя от конкретной оценки октябрьских событий,

обвиняя мировой империализм в разжигании войны, он попытался раскрыть свое

видение перспектив российской революции и определить задачи Учредительного

собрания. Его тревожило торжество "тенденции к распаду и развалу

демократии, разобщению междоусобице народов". Учредительное Собрание, как

единственная верховная власть российского государства, считал Чернов,

должно сосредоточить внимание на прекращении продолжавшегося кровопролития,

вместо деморализованной старой армии создать на национально-территориальных

основах новую "добровольческую армию, которая под красными знаменами

социализма сумеет обеспечить народам России возможность заниматься делом

внутреннего переустройства".

В области социальной политики Чернов предложил от слов и деклараций

перейти к делу. Для России главное — решить земельный вопрос, провести

аграрную реформу так, чтобы она стала надежным фундаментом для

строительства всего народного хозяйства. Как политический деятель,

посвятивший много лет изучению крестьянской проблемы, бывший министр

земледелия во Временном правительстве, Чернов хорошо понимал сложность и

противоречивость предстоящей задачи. Он возражает против популизма

ленинского декрета о земле. Чернов прорицает, что путь, предложенный в

декрете, ведет к слепому разгулу стихии, беспорядочному расхищению общего

достояния. Экспроприация не может быть положена ни в основу земледелия, ни

в основу организации промышленного производства, считает оратор. Социализм

предполагает значительный рост производительных сил и "не есть скороспелое

приближение к равенству в нищете, не есть азартные и рискованные опыты на

почве общего упадка".(

Попытка Чернова занять миротворческую позицию реальных плодов не

принесла. Мягкая, лишенная резких выпадов и обличении речь вызвала

разочарование соратников по партии. Что же касается большевиков, то они не

воспринимали критику даже в таком виде. Большевики предлагали "дело". 3

января ВЦИК принял для внесения на рассмотрение Учредительного Собрания

"Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа". Она содержала

многие, затем развившиеся начала диктатуры пролетариата и военного

коммунизма, провозглашала Россию республикой Советов. От Учредительного

Собрания требовалось обсуждение и принятие декларации.

Вокруг формирования повестки дня разгорелись главные прения. Среди

выступавших в прениях выделим речь одного из лидеров меньшевизма

И.Церетели. Церетели, негативно оценивший октябрьские события 1917 г., не

скрывал своего отношения к власть предержащим. Его блестящая речь стала

центральным событием Учредительного Собрания, многие ее положения и сейчас

удивляют точностью наблюдений, оценок, предвидением бесперспективности

пути, на который поворачивали страну большевики. "Вопрос ставится так:

возможен ли, осуществим ли в данных условиях социалистический строй,

который всеми социалистами, конечно, признается желательным,— спрашивает

Церетели и отвечает: — Вот я внимательно вслушивался в доводы которые

отсюда раздавались, которые говорили о том, что Учредительное Собрание,

избранное всем народом, должно сейчас без оговорок санкционировать те

опыты, которые делаются Советом Народных Комиссаров. Ни одного аргумента не

слышал я в доказательство того, что эти опыты дадут те результаты, на

которые они рассчитаны, ни одного слова от представителей руководящих

партий не слышали мы здесь, какие результаты даны в жизнь начатым опытом.

Здесь говорили: мы отняли производство из рук буржуазии. А справляетесь ли

вы с его организацией?.. (Голос: "Саботаж") Здесь меня прерывают —

"саботаж". Я предупреждаю вас, граждане, если вы взялись за осуществление

социалистического строя, то свидетельство о бедности выдадите вы себе, если

неудачу социалистического опыта взвалите на саботаж буржуазии"(. Церетели

страстно и точно рисовал картину зарождавшегося большевистского режима:

"Учредительное Собрание собирается, когда вся страна охвачена пожаром

гражданской войны, когда подавлены все демократические свободы, не

существует ни неприкосновенности личности, ни жилища, ни свободы слова,

собраний, ни союзов, ни даже свободы стачек, когда тюрьмы переполнены

заключенными, испытанными революционерами и социалистами, даже членами

самого Учредительного Собрания, когда нет правосудия и все худшие формы

произвола и бесправия, казалось, навеки похороненные славной февральской

революцией, снова получают права гражданства…"

Полемика вокруг повестки дня, жаркая и продолжительная, завершилась

голосованием. 237 делегатов высказались за предложение эсеров. Большевики и

левые эсеры потребовали перерыва для фракционного совещания. Заполночь

слово от большевиков было предоставлено Ф.Раскольникову для обнародования

составленной в перерыве декларации. В ней говорилось, что большинство

Учредительного Собрания является контрреволюционным и "пытается стать

поперек дороги рабочему и крестьянскому движению". "Не желая ни минуты

прикрывать преступления врагов народа, мы заявляем, что покидаем это

Учредительное Собрание", — под бурные аплодисменты публики произнес

Раскольников. Вскоре за большевиками зал покинули и левые эсеры. Оставшиеся

продолжали работать, обсуждая проблемы мира, земли, характера власти. В 3

часа ночи было принято постановление о государственном устройстве России. В

5 часов утра 6 января, когда подходило к концу обсуждение вопроса о земле,

к Чернову, оглашавшему "Проект основного закона о земле", подошел начальник

караула Таврического дворца, матрос с крейсера "Аврора" А.Железняков. Он

сообщил, что имеет инструкцию прекратить заседание, все присутствующие

должны покинуть зал заседания, потому что караул устал. Заседание прервали,

назначив следующее на 17 часов. Но оказалось, что двери Таврического дворца

закрылись для членов Учредительного Собрания навсегда. В ночь с 6 на 7

января ВЦИК утвердил написанный ранее Лениным декрет о роспуске

Учредительного Собрания.

9.Учредительное Собрание или несостоявшийся опыт русской демократии.

Прошло какое-то время, и судьба Учредительного Собрания полностью оказалась

в руках историков. Сегодня историки, как того и требует их наука, спорят.

Но не о том, насколько правомочны были действия большевиков. Здесь

беззаконие очевидно. Вопрос в другом, не было ли Учредительное Собрание

изначально мертворожденным ребенком несостоявшейся российской демократии?

Ответ на него следует искать за стенами Таврического дворца. На память

приходит довольно тонкое наблюдение В.Короленко за особенностями

политической жизни страны. Он пишет о том, что партии "дышали сгущенной

атмосферой политической борьбы", ожесточенно боролись друг с другом, а в

это время огромная часть общества жила "вне прямых политических

воздействий", политическая борьба "была оторвана от широкого общения с

массами". Этот вывод сделан еще до октября 1917 г. когда все политические

партии действовали, и суммарное количество их членов немногим превышало

полмиллиона человек на страну с населением в 150 млн. В выборах в

Учредительное Собрание приняли участие только 40 млн, менее половины всех

имевших избирательные права. После разгона Собрания у него не нашлось

активных защитников. До лета 1918 г., пока большевики не бросили в деревню

продовольственные отряды, лозунги Учредительного Собрания не были слышны.

Идея УС по-разному воспринималась в разных социальных и культурных

слоях. Для средних слоев общества главным было создание правового

государства мирным реформистским путем преодоления кризиса в России.

Рабочих и крестьян УС привлекало как средство решения непосредственных

социальных нужд на основе уравнительного перераспределения жизненных благ.

Поэтому митинговые резолюции типа «Вся власть Учредительному Собранию»,

принимаемые единогласно, чаще звучали как заклинание, отражая религиозную

подоснову массового сознания, наивную веру в возможность одним махом решить

все проблемы.

Людям надоела бесконечная политическая говорильня. Бездействовать, как

это делало Временное правительство, откладывая главные решения до УС, в

условиях, когда 47,4% взрослых мужчин в Европейской части России были в

армии или в плену, когда стоимость жизни в городе выросла в 1914-1917г. г.

вчетверо, а крестьяне требовали "черного передела", было опасно. Опасно это

было и потому, что в стране не было традиций массового правового сознания,

народ вооруженным путем сверг монархию и в условиях войны /15 миллионов в

армии / выработал устойчивый стереотип насильственного решения проблем. В

центре политической жизни 1917 г. стоял "человек с ружьем", желавший

прекращения бессмысленной мировой бойни.

Лозунг УС, ставший в 1917 году "идеей фикс" русского образованного

общества, практически исключил поиск вариантов становления государственного

строя. И именно это "отсутствие выбора привело к тому, что государственная

власть установилась помимо УС. Неспособность временного правительства и

Петросовета принимать на себя политическую ответственность и начать хоть

какие-то преобразования в стране до УС привели к обвальной радикализации

общественной жизни.

Такой народ не составляло труда поднять на разгром помещичьих имений,

захват фабрик и даже власти. Но мог ли он стать гарантом подлинного

народовластия-демократии? Не случайной оказалась в 1917 г. большевистская

диктатура. Найдем ли мы в себе силу и мужество для честного признания в

этом и внутреннего освобождения от большевизма? Прецедент есть. В 1909 г.

группа русских философов (Н.Бердяев, С.Булгаков, М.Гершензон, А.Изгоев,

Б.Кистяковский, П.Струве, С.Франк) обратились к русской интеллигенции со

сборником "Вехи", в котором прозвучал страстный призыв переосмыслить на

опыте революции 1905 — 1907 гг. отношение к народу, революции и социализму.

Они пытались доказать преимущества эволюционного развития перед

революционным, первенство духовной жизни над внешними формами общежития. И

здесь они особенно правы: без духовного раскрепощения человека никакие

радикальные экономические и политические преобразования результатов не

дадут. Об этом имели мужество заявить пришедшим к власти большевикам и

члены Учредительного Собрания, выстоявшие и не уронившие под напором

диктатуры человеческое достоинство и политические принципы. Тогда их дело

казалось безнадежно проигранным. И сегодня это один из уроков нашего

прошлого и настоящего, вселяющий надежду на то, что народы обретут

гражданское общество, демократическое государство и свободу.

10.Список используемой литературы:

1. Россия. Учредительное собрание. 1918 г. Стенограмма заседания.

Москва.1991г.(Положение о выборах в Учредительное Собрание)

стр.13-23, 68-160.

2. Знаменский Олег Николаевич Всероссийское Учредительное Собрание.

История созыва и политическое крушение. Ленинград.1976г.Стр.13-33.

3. Скрипилев В.А. Всероссийское Учредительное Собрание. Историко-

правовое исследование. Москва.1982г.Стр.21-43.

4. Протасов Л.Г. Миллер В. Выборы в Учредительное Собрание.

Отечественная история. № 5 1993г.Стр.18-23.

5. Верстюк В. Всероссийское Учредительное Собрание 1917-1918 Россия.

Первый и единственный день его занятий. Киев.1991г. стр.V-XII.

6. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991 Прогресс-Академия

Москва 1995г.Стр. 120-126.

7. Мордвинов Геннадий Васильевич Выборы в Учредительное Собрание в

России и в Башкирии в 1917 году. Уфа 1995год. Стр.1-15.

8. Еленин Николай Владимирович Учредительное Собрание: политико-

правовая природа, (автореферат). Москва, 1998г. Стр. 8-28

( Журнал «Диалог» №2,стр.75,1990г.

(Учредительное Собрание, (1917-1918 Россия). Киев,1991.стр. 25

( Россия, Учредительное собрание, 1918. Москва, Недра,1991г. Стенограмма

заседания УС

5-6.01.1918г.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты